Известия УР: Римлянка с горячим русским сердцем

«Тоска», рожденная в тоске
     Впервые театр оперы и балета обратился к опере Джакомо Пуччини в 1997 году. Как вспоминают сотрудники, тогда театр только получил новый статус и отошел от музыкальных комедий и оперетт. Для некоторых артистов это обернулось трагедий — кто-то лишился ролей, кто-то отошел на второй план. Репертуар тогда, в конце 90-х годов сильно обеднел. И, пожалуй, «Тоска» была единственным произведением, которое тогда ставили в театре. С монументальными декорациями Владислава Анисенкова, казавшимися непривычными после опереточного формата, «Тоска» представлялась чем-то глобальным, наступающим на горло архаичному, как неотвратимое будущее.
Но каким будет будущее, когда потерялось настоящее, тогда в 90-е сказать не мог никто. Неуверенность, умноженная на экономическую ситуацию, царившую в стране, не располагала к оптимизму. И даже афиша театра, где на большом белом прямоугольнике черными буквами значилось: «Сегодня «Тоска» — читалось с ударением на последнем слоге.
     Но время все расставило по своим местам. Театр выжил, в репертуаре появились новые разножанровые постановки, которые с успехом находят своего зрителя. В этом калейдоскопе достойное место заняла и «Флория Тоска». Спектакль, предложенный ижевской публике в январе 2017 года, оказался современным, ярким и трогательным. 20 минувших лет его не состарили, а придали выдержки, как хорошему вину.
 
Итальянские страсти
     Партию Флории Тоски исполнила на ижевской сцене итальянская певица Кьяра Таиджи, уже хорошо знакомая зрителям Удмуртии. Будучи частым гостем на фестивалях «На родине П.И. Чайковского», она покорила публику оружейного края. Не удивительно, что билеты на оба январских спектакля «Тоска» разошлись в миг. Ее гибкое сопрано проникая в самую душу, позволяет высветить все грани характера героини. Флория в исполнении Кьяры — это любящая, ревнивая, ранимая и в тоже время очень сильная и решительная женщина, способная на отчаянные поступки.
     Между тем, как призналась певица во время интервью, ее любимая роль — роль Медеи. Исполнять эту партию после Марии Каллас было волнительно, но, как считает Кьяра, ей удалось придать образу современное прочтение.
     — Кьяра, насколько вам близка Флория Тоска?
     — Эту партию я исполняю очень часто и играю то, что мне очень понятно — роль ревнивой женщины. Кроме того, я родилась в Риме. Мой дом находится как раз недалеко от того места, где разворачиваются события третьего действия оперы — крепости Сант-Анджело. И эта башня, с которой бросается Тоска, была видна из моего окна…
     — Чем отличается «наша» «Флория Тоска» от итальянских постановок?
     — Здесь больше эмоций. Дело в том, что в Италии много ставят режиссеры из Германии, а у них холодное сердце. А здесь, в России, в Ижевске, все делается сердцем. И хочется отметить большой профессионализм всех — от оркестра до рабочих сцены. И, конечно, прекрасный хор.
     Судьба постоянно приводит вас в Ижевск. Чем еще привлекает работа в нашем театре?
     — У меня много гастролей, я езжу по всему миру, но приезжая сюда, я чувствую себя как дома. Здесь очень красиво, несмотря на холод.
     Я часто бываю и в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, но Россия для меня началась именно с Ижевска. Здесь было мое творческое рождение для России. Все началось в 2003 году, когда мы познакомились с Государственным симфоническим оркестром во время его итальянских гастролей. Так постепенно завязалась наша дружба. Потом была работа с Валерием Гергиевым, Юрием Темиркановым, Львом Додиным, но сначала был Ижевск. Для меня Россия началась со слов «Удмуртия» и «матрешка».
     — Вы говорите по-русски?
     — Этот же вопрос мне все время задает Гергиев. Он говорит: «Очень странно, что ты не владеешь русским!». Но я же итальянка, хотя с горячим русским сердцем! Я плачу, когда читаю Пушкина. Его поэзия, проза, созданные им образы, трогают до глубины души.
     — А Достоевский — истинно русский писатель — какие эмоции вызывает?
     — Его произведения рождают печаль. А вот Пушкин, он как Чайковский. Нельзя оставаться равнодушным, слушая его «Первый концерт для фортепиано с оркестром», и точно также нельзя равнодушно относиться к Пушкину. Если ты не плачешь от этой музыки, от этой поэзии, у тебя нет сердца.
 
Челябинский Скарпиа
     Партию барона Скарпиа исполнил лауреат международных конкурсов, солист Челябинского академического театра оперы и балета Имени Глинки Сергей Гордеев. Эта роль для него не нова, артист исполняет ее уже на протяжении пяти лет, но каждый раз старается найти новые грани в характере злодея.
     — Скарпиа же не картонный Бармалей. Это такая «ласковая сволочь». С виду совершенно положительный, но с черным и злым сердцем, — говорит Сергей Гордеев.
     — Вам подходит такая роль?
     — Скарпиа и я гармонично уживаемся. Иногда мне самому бывает не понятно, где я, а где персонаж. На сцене происходит удивительное перевоплощение, которое трудно объяснить. А когда с тобой работают хорошие партнеры, образ находится как бы сам собой. Ты доверяешь партнеру, партнер доверяет тебе, а все остальное написал композитор, тебе нужно только это спеть.
     — Каково это выдерживать напор эмоциональной римлянки?
     — Кошмар! (улыбается). Иногда у меня возникает ощущение, что Скарпиа не я, а Кьяра.
     — Вы увлечены итальянским языком? Кьяра отметила ваше прекрасное произношение…
     — Я стараюсь оттачивать те партии, которые у меня есть. Когда удается общаться с итальянскими коллегами, всегда внимательно слушаю, записываю, чтобы потом повторить, улучшить, но акцент, как мне кажется, полностью победить очень сложно.
Что касается общения, по-итальянски я не говорю, хотя понимаю на слух. Кьяра понимает на слух русский, так и разговариваем.
     — Вы уже бывали в Ижевске?
     — Да. Это было примерно пять лет назад, я тогда пел в «Иоланте». К сожалению совершенно не помню как выглядел театр — нас привезли перед самым спектаклем, потом сцена, рампа в глаза… Помню, что акустика была не очень: словно в картонную коробку поешь. Сейчас мне удалось рассмотреть театр и увидеть его во всей красе. Кстати, звучание изменилось совершенно…
 
Новые встречи
     Уже весной зрителей — любителей оперы — вновь ждет встреча с Кьярой Таиджи. Как рассказала директор театра оперы и балета в Удмуртии Инна Галушко, кстати, именно она в общении прессы с итальянской певицей выступала переводчиком, 60-й фестиваль «На родине П.И. Чайковского» станет удивительным. Зрителей ждет премьера балета Людвига Минкуса «Баядерка», уже полюбившиеся оперы «Аида» и «Пиковая дама», балет «Лебединое озеро» с приглашенными солистами.
Кстати, роль Лизы в «Пиковой даме» предстоит исполнить Кьяре. Она ради этой партии отменила гастроли в Лондоне.
     — Партия Лизы — это мечта, которая вот-вот станет явью (очень боюсь сглазить), — говорит Кьяра Таиджи. — Я спою ее на русском языке и обещаю, он будет прекрасным.
Кристина Романова