Аргументы и Факты: Очарование балета

«Дон Кихот» и «Лебединое озеро» стали первыми балетами октября
О них и о сезоне в целом мы говорим с Николаем Маркеловым, главным балетмейстером театра оперы и балета УР.
 
О спектаклях
— «Лебединое озеро» — это последняя из моих работ, и мне кажется, что у нас с петербуржским художником Сергеем Новиковым получилось интересное и своеобразное прочтение классики. Конечно, первой задачей было избежать разночтений с классическим «текстом» Ивановой-Петипа, но в нашем балете появились аллюзии на судьбу Чайковского, на то, что его мучило: я много прочитал и обдумал, прежде чем приступить к этому спектаклю. Он стал моим третьим балетом Чайковского: уже была «Спящая красавица», «Щелкунчик» — я подошёл к нему в зрелом возрасте и очень осознанно.
Интересны и наши современные спектакли, решённые в стиле неоклассическом и моден: «Унесённые ветром», «Ромео и Джульетта», «Не ревнуй меня к Бродвею». Каждый зритель найдёт спектакль по своему вкусу. Мы — и это моё кредо — должны развиваться в балете в двух направлениях: первое — это бережное отношение к классике и её постановка в первозданной красоте, второе — современный балет. После того, как мы сделали балет «Чиполлино», появился и третий вектор: работа для зрителей-детей. Детский балет (я оцениваю его по сценографии — о хореографии судить публике) получился очень сочным, ярким, красивым. Мне кажется, что дети, которые его посмотрели, потом и «Лебединое озеро», «Тоску», «Пиковую даму» воспримут по-другому. Я наблюдаю, что растёт и наша взрослая публика.
 
О труппе
— Во время ремонта театра труппа с балетами «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» ездила с гастролями в Испанию — это послужило стимулом, чтобы ребята остались в театре. Но отмечу, что путь развития нашей трупы стал интересовать выпускников: теперь к нам едут из Академии русского балета и иностранные танцоры, в первую очередь, японцы. Они стремятся окунуться в тайны русского балета и воспринимают работу у нас как мастер-класс. И русские артисты едут к нам охотнее, хотя с точки зрения зарплат мы по-прежнему остаёмся неконкурентными другим театрам. Но те, у кого творчество перевешивает, выбирают нас. Сейчас уже приехали 2 балерины из Перми, пара из Москвы, ждём 5 девочек из Японии. У меня оптимистические надежды. Было бы финансовое улучшение — остальное мы всё осилим своими силами.
 
О настроении
В начале сезона она волнительное и тревожное: спектакли долго не шли, и наша первая задача — восстановить весь репертуар на новой сцене, с новым оборудованием. Все новшества, сделанные во время ремонта, сослужат, мне кажется, добрую службу. И старые спектакли преобразятся в новом световом дизайне! Самый старый в репертуаре балет — «Жизель». Это священная классика, поставленная Софьей Тулубьевой в замечательных декорациях Виктора Герасименко. В прошлом году мы сделали реконструкцию этого спектакля, и первый показ «Жизели» в новом театре будет в ноябре.
И всё-таки артисты не выходили на нашу публику полтора года, поэтому для нас сейчас каждый спектакль как премьера.
 
Юлия Ардашева