Удмуртская правда: Японские артисты и мировая классика

Премьера детского балета «Чиполлино» состоялась в Государственном театре оперы и балета Удмуртии им.Чайковского. Ижевский спектакль значительно отличается от уже ставшей классической версии, которая идет сейчас на сценах Большого, Михайловского и еще двух десятков театров страны.
 
Особый взгляд
Балет «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна по праву считается одним из лучших современных балетов для детей. Уже сорок лет сказка Джанни Родари ставится на крупнейших классических сценах нашей страны и в Европе. Правда, во всех театрах предпочитают танцевать проверенную временем хореографию Генриха Майорова, получившего в 1976 году за эту работу государственную премию СССР.
Балетный репертуар театра оперы и балета в Ижевске во многом строится на авторских спектаклях Николая Маркелова. С его авторской хореографией поставлены спектакли «Унесенные ветром», «Не ревнуй меня к Бродвею», «Ромео и Джульетта — ХХ век», «Vivat, Дягилев!» и даже хрестоматийный «Щелкунчик» на музыку Чайковского. Он считает необходимым внести авторскую редакцию в святая святых классического репертуара — «Лебединое озеро», и ценители балета безошибочно замечают «редактуру» Маркелова. Можно быть поклонником или противником его стиля, но не признать, что ижевский балет 21 века танцуется с легкой руки Николая Маркелова, невозможно.
«Чиполлино» стал очередным балетом Николая Маркелова и выпукло, гротесково, почти в мультипликационной манере подчеркнул и его увлеченность классическими сюжетами, и индивидуальное чувство юмора. К этому спектаклю в полной мере применимо определение «классика для детей»: в нем заключено множество аллюзий на великие произведения живописи, литературы, сценического искусства. Художник-сценограф из Санкт-Петербурга Сергей Новиков в пандан замыслу Маркелова создал декорации, напоминающие пейзажи Ван Гога и Гогена. Художник по костюмам продолжила цепочку ассоциаций, создав наряды персонажей в колористике русского модерна, но с гротескными, карикатурными элементами (шаровары Пана Тыквы безошибочно напоминают огромную оранжевую тыкву, накладной живот Синьора Помидора похож на спелый плод). Сцена бала в замке графинь Вишен цитирует высокие образцы академического балета: декорации здесь не менее торжественные и эффектные, чем в «дворцовом» акте «Лебединого озера», а хореография даст юным зрителям, возможно, первый урок того, как красив и изысканен в каждой линии академический танец.
 
Бенефис для труппы
Для артистов балета сатирическая сказка стала прекрасной возможностью проявить комедийное дарование, создать образы своих персонажей шаржево, крупными выразительными мазками. Роман Петров и Роман Закурдаев «купаются» в своих ролях Синьора Помидора и Принца Лимона. Чванливый солдафон Помидор упоен своей начальственностью, широким шагом и тараканьими ефрейторскими усищами, и каретой, запряженной полицейскими-огурцами, он предстает в расхожем образе вдохновенного глупца. Манерный, жеманный Лимон разодет как павлин или звезда дешевого кабаре и держит себя ровно как избалованный эстрадный артист: все эмоции преувеличены и все напоказ.
Наверняка запомнится зрителям и Магнолия в исполнении Ирины Овечкиной. В сцене соблазнения стражников она создала упоительный по красоте танец. Музыкальные, «певучие» руки взлетают завораживающе-плавно, легкая пышная юбка взлетает и опадает невесомыми волнами в такт легким шагам, и кажется, будто вокруг героини и вправду распространяется аромат цветов.
Заглавную партию танцует молодой артист балетной труппы Шота Онодэра: Чиполлино стал его очередной удачей в череде острохарактерных ролей (в этом сезоне он танцует Маугли в одноименном балете и чуткого, мгновенно переходящего от веселья к глубокому сочувствию и горю Шута в «Лебедином озере»). Его Чиполлино оказывается тем типом вечного мальчишки-романтика, которого ведут в поисках приключений жажда справедливости и собственный неугомонный характер. Ближайшими «родственниками» этого «горя лукового», в котором неиссякаемая энергия (он то несется вприпрыжку, то ходит колесом) и авантюрный склад соединяются с природным изяществом и умением тонко чувствовать и сопереживать, оказываются Питер Пен и Том Сойер. Короткий кафтанчик и копна рыжих волос, почти закрывающая веснушчатое лицо и вздернутый от сознания собственной лихости нос, завершают сходство со знаменитыми героями книг, написанных для детей, но любимых читателями всех возрастов.
 
Японский характер и русский балет
Партию подруги Чиполлино Редисочки в двух составах танцуют Эйми О’Донохью и Макико Миясё, которые, как и Шота Онодэра, представляют в нашей труппе Японию (всего же в балетной труппе ижевского театра сейчас 6 артистов из этой страны). По их словам, работа в России стала для них очевидным выбором.
— Работать в России — лучший выбор для артиста, который хочет совершенствоваться в классическом танце, — говорит Шота Онодэра. — Самыми безупречными артистами классического балета в Японии считаются Екатерина Максимова и Владимир Васильев, звезды Большого театра прошлых лет. И, что самое важное, в России сохраняется преемственность поколений, поддерживается традиция классического балета. В Европе и США очень силен авангардный танец, и contemporary dance, и модерн. Классика там тоже есть, но не такого фантастического уровня, какой можно увидеть в России. Там теряется чистота стиля, классика «осовременивается», артисты десять раз в месяц танцуют спектакли с авангардной пластикой, и пару раз — с классической, и это накладывает отпечаток на их манеру танцевать. У них уже другие «ноги» и «руки» — линии тела и пластика «затачиваются» под авторскую современную хореографию.
Японка ирландского происхождения Эйми О’Донохью, выпускница знаменитого петербургской балетной академии им. Вагановой, его поддерживает:
— Заниматься танцем я начала в 7 лет, но делала это механически, без вдохновения, до тех пор, пока не увидела документальный фильм о Вагановском училище. Это было откровение: необыкновенная красота линий, энергия и аристократичность артистов завораживали. На экране был совершенно другой уровень танца, чем все, что я видела в Японии. В тот момент я приняла два важнейших в жизни решения: заниматься балетом профессионально и учиться именно в Вагановском. Конечно, после окончания учебы в Питере все границы были открыты передо мной, но я не хочу работать в Европе — мне не близок стиль танца, который популярен там сейчас. Я хочу стать частью русского балета.
Японских артистов не смущают даже откровенно невысокие зарплаты в провинциальных российских театрах. Возможность оттачивать мастерство с русскими педагогами и хореографами оказывается важнее. Шота Онодэра объясняет:
— 12 тысяч в месяц — это не много, конечно. Но театр снимает нам квартиры, так что с голоду мы не умираем. Меня в труппе считают странным, но я постоянно говорю, что зарплата не главное. Важнее иметь возможность репетировать, работать над своей техникой, танцевать спектакли, жить в атмосфере творчества. Для молодых танцовщиков театр — это, по-прежнему, школа, только экзамены сдаются уже не только перед мастерами, но и перед публикой. И пока ты не достиг уровня мастера, требовать высокую зарплату мне кажется нечестным. Русские ребята в труппе постоянно возмущаются: раз такие низкие зарплаты, не будем заниматься, не будем репетировать ни минуты больше положенного по расписанию. Как будто они этим наказывают театр. Но они себя наказывают! Не используют прекрасную возможность поработать с репетитором, не совершенствуются так, как могли бы. Мало денег? Идите туда, где заплатят больше. Проблема в том, что если мало заниматься, то много не заплатят нигде. В Японии такая постановка вопроса — «нам мало денег, хотим больше» — вообще была бы невозможна. Там знают: большие гонорары надо заслужить большим трудом.
Неудивительно, что с таким подходом к профессии артистов из Японии становится в российских театрах все больше. А Шота Онодэра, творческих амбиций у которого намного больше, чем материальных, с большой долей вероятности станет ведущим характерным артистом ижевской труппы.
— Меня не пугает, что город небольшой. Судя по аншлагам на наших спектаклях, недостатка в зрителях у нас не будет. В Японию я, в любом случае, возвращаться не собираюсь, разве что на гастроли, например, этим летом буду танцевать на родине партии Принцев в «Спящей красавице» и «Лебедином озере». Мне как артисту русского балета с удовольствием предложили этот ангажемент. Но осенью я вернусь в Ижевск — обещаю.
 
Алиса Чудова