Удмуртская правда: Балет «Лебединое озеро» открыл сезон в обновленном театре оперы и балета УР

К началу музыкального фестиваля «На родине П.И. Чайковского» в Ижевске 30 марта торжественно открылся Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики. Окна театра загорелись вечерними огнями, ожили двери парадного входа, куда устремились нарядные зрители, соскучившиеся за это время по музыкальным спектаклям.
 
Незабываемое событие
В этот вечер все любители прекрасного почувствовали себя приобщенными к большому, волнующему событию. Их чувства выразил глава республики Александр Соловьев. Он рассказал, что к открытию фестиваля готовы все его главные площадки — оперный театр в Ижевске, Музей-усадьба Чайковского и Дворец культуры «Юбилейный» в Воткинске. Строители сделали свою работу качественно и в срок.
Воодушевление зала вызвало сообщение главы региона о том, что отныне Театр оперы и балета Удмуртии носит имя великого земляка Петра Ильича Чайковского. Театр заслужил это имя, здесь уже не один сезон идут все балеты Чайковского, три его самые значимые оперы — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта». К открытию обновленной сцены балетная труппа под руководством главного балетмейстера Николая Маркелова подготовила премьеру балета «Лебединое озеро», причем это уже третья постановка шедевра великого композитора на его родине.
Открывая театр и фестиваль в Ижевске, глава республики предположил, что подготовленный к премьере балет «Лебединое озеро» станет незабываемым событием, как и весь музыкальный фестиваль Чайковского, приуроченный в этом году к 175-летию со дня рождения композитора. И он не ошибся.
 
Лебеди и принцы
На сцене таинственное озеро. Вздымаются волны, поднимается и стелется туман, над озером пролетают белые лебеди, из прибрежного леса выбегают, как тени, почти невидимые злые духи и снова скрываются в ночном сумраке деревьев. На скале высится готический замок с островерхими башнями.
Петербургский художник Сергей Новиков создал на сцене ностальгическое романтическое пространство — с оживленной природой, приметами давно ушедшего прошлого, которое мы сегодня воспринимаем как сказку. В этой истории действуют прекрасные девушки, злые волшебники, благородные принцы и принцессы, их придворные, шут, одетые в необыкновенные костюмы, созданные художником Натальей Копысовой.
Николай Маркелов оставил все основные сцены балета в классической редакции Мариуса Петипа и Льва Иванова, внеся коррективы от своего лица в некоторые массовые сцены и ансамбли.
Постановка балета держится на партии Одетты-Одиллии. Театр в лице главного балетмейстера, педагоги-репетиторы Марина Кузнецова и Ярославна Осеева вырастили в своей оранжерее красивый цветок — исполнительницу главной партии Эйми О’Донохью — японскую танцовщицу которая уже несколько лет выступает на сцене Ижевска в главных партиях.
Принца танцует приглашенный солист Татарского академического театра оперы и балета лауреат международных конкурсов Михаил Тимаев, которого хорошо знают наши балетоманы по балету «Дон Кихот» — он не в первый раз на ижевской балетной сцене.
В балете занят весь состав балетной труппы театра, а в мимансе — и артисты хора. В массовых сценах — веселье возле замка, выбор невесты, праздник в самом замке, где блистают исполнители испанского, русского, венгерского, польского танцев, и, конечно, в сценах на озере с подругами Одетты кордебалет и солистки театра показались как вышколенная отлаженная творческая группа.
 
Финал — всегда загадка
Замечательно ведет оркестр главный дирижер театра Николай Роготнев, заслуженный деятель искусств республики, лауреат международных конкурсов. Оркестр звучит очень насыщенно, рельефно, как равноправный голос спектакля: комментирует происходящее, сопереживая разворачивающейся драме героев, облекает в флер нежной звучности любовные сцены, взволнованно сочувствует страдающей девушке-лебедю.
В любой новой постановке «Лебединого озера» надо готовиться к сюрпризу в финале. Все постановщики по-своему решают его. Свое видение оказалось и в нашем случае. Принц появляется в последней сцене на озере в потоке лучезарного света, темнота рассеивается, и зритель настраивается на самый оптимистичный итог. Однако… Одетта прощает Принца, ее любовь возвращается, но она и ее подруги уже навсегда остаются птицами. Да, любовь побеждает, но сильнее любви — реальная жизнь. Кто с этим поспорит?
 
Нина Пузанова
udmpravda.ru