Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Возрастное ограничение: 12+
   
Петр Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Балет в 3 действиях, 4 картинах
 
Либретто Н. Маркелова на основе сценария В. Бегичева и В. Гельцера
Хореография М. Петипа и Л. Иванова
 
ПостановкаНиколай Маркелов
Художник-сценограф — Сергей Новиков (Санкт-Петербург)
Художник по костюмам — Наталья Копысова
 
Премьера состоялась 30 марта 2015 года.
Продолжительность спектакля 3 часа (2 антракта).
 
     История зачарованных девушек-птиц на озере слез сегодня известна всем. В конце XIX века гениальная музыка Чайковского дала импульс хореографам Мариусу Петипа и Льву Иванову, и они создали балетный миф на все времена. В нем чистота и утонченность обречены на поражение в жизненной борьбе, но даже дьявольские наваждения не в силах разрушить истинную любовь и верность.
 
История постановок
     Идея постановки балета «Лебединое озеро» принадлежала директору Московской императорской труппы Владимиру Бегичеву. Он и пригласил Чайковского в качестве композитора. Однако балет, поставленный в 1877 году Юлиусом Рейзингером на сцене Большого театра, особого успеха не имел. После 27-ми представлений он сошел со сцены, и, казалось, навсегда ушел в забвение.
     6 ноября 1893 года, так и не дождавшись триумфа своего творения, в Санкт-Петербурге скончался Чайковский. В память о нем Петербургская императорская труппа решила дать грандиозный концерт. В его программу включили фрагменты разных произведений композитора, в том числе и второй акт неудачного балета «Лебединое озеро», поставить который было поручено Льву Иванову. Это был звездный час для балетмейстера, всю жизнь находившегося в тени великого Мариуса Петипа. Именно Иванову удалось превратить «Лебединое озеро» в легенду. Балетмейстер решился на революционный для того времени шаг: он убрал из костюмов лебедей искусственные крылья и придал движениям их рук сходство со взмахами крыльев. Тогда же появился и знаменитый «Танец маленьких лебедей».
     Работа Льва Иванова произвела сильнейшее впечатление на Мариуса Петипа, и он предложил балетмейстеру вместе поставить полную версию балета. По инициативе Мариуса Петипа был полностью переработан сценарий балета, и именно он сочинил дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца… 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера новой редакции балета «Лебединое озеро». Постановку ждал триумфальный успех. Версия Петипа — Иванова стала классической и, по сей день, лежит в основе всех постановок «Лебединого озера».
     На ижевской сцене «Лебединое озеро» впервые было поставлено в 1988 году под руководством Софьи Тулубьевой (Ленинград). В 2002 году новую постановку балета «Лебединое озеро» осуществил Борис Мягков (Москва).
 
Краткое содержание
Интродукция
     Мир погружен во тьму. Всего на мгновение из нее возникает образ прекрасной девушки-птицы, которую сжимает в своих объятиях страшный черный рыцарь. С печальной обреченностью и мольбой, она простирает руки-крылья к небесам.
 
Действие I
Картина первая
     Парк перед замком. Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих.
     Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы – матери Зигфрида. Поздравив сына, принцесса напоминает, что детство прошло, и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
     Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев летящих в небе белых лебедей, принц устремляется вслед за птицами.
 
Картина вторая
     Озеро в глубине лесной чащи. Сюда прилетели лебеди. Вбежавший следом Зигфрид поражен странным светом, который струится из центра озера.
     Лебеди выходят на берег и превращаются в девушек. Зигфрид поражен удивительной красотой Одетты, королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что она и ее подруги находятся во власти гения зла Ротбарта. Только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары.
     Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. Она предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто и никогда уже не сможет им помочь. Зигфрид уверен в своих чувствах.
     Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.
 
Действие II
Картина третья
     Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
     Под грохот грома и сверкание молний в замке появляется Ротбарт со своей дочерью Одиллией. Их сопровождает свита в разнообразных национальных костюмах.
     Зигфрид растерян: Одиллия необычайно похожа на Одетту! Как безумное наваждение, она не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… Принц настолько увлечен, что клянется Одиллии в любви. Отныне она его невеста!
     Ротбарт и Одиллия торжествуют: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит – нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять власти зла.
     Внезапно перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша в отчаянии устремляется к Лебединому озеру.
 
Действие III
Картина четвертая
     Лесное озеро изменилось. Волшебный свет, исходивший из него, исчез. На берегу Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Там, в замке, его признание было обращено к Одетте, он думал только о ней!
     Ротбарт в ярости вызывает против влюблённых все подвластные ему силы. На озере вздымаются огромные волны. Но ничто не может сломить любви Одетты и Зигфрида. Власти зла приходит конец, с мира спала пелена и клин лебедей устремляется навстречу восходящему солнца…