Статья в газете "Известия Удмуртской Республики" (24.10.2012)

Театр оперы и балета: за два дня до премьеры сезона.
 
      «Ты обязательно должна сходить на «Аиду» в театр оперы и балета,- взволнованно говорила в трубку женщина, выходя с предпремьерного показа оперы. – Это просто чудо!»
…Лишь только раздвинулся занавес, как в зале раздался вздох изумления, и послышались аплодисменты. От неожиданно представшей перед взором роскоши Древнего Египта сводило дыхание. Музыка Джузеппе Верди, голоса и движения артистов, их костюмы – все захватывало, обволакивало, вырывало с корнем из повседневности и уносило в загадочный мир, талантливо сплетенный по замыслу режиссера…
19  октября Государственный театр оперы и  балета Удмуртии  дает «Аиду». Премьера, о которой говорят, о которой ходят слухи, которую ждут.
 
Виват, «Аида»!
- К этой опере наш театр ранее не обращался никогда, - рассказывает заведующая литературной частью театра Татьяна Горячева. –  Это спектакль очень сложный по своему музыкальному материалу, по монтировке, по работе с декорациями. Воссоздать интерьеры и, главное, атмосферу Древнего Египета – не так-то просто!
Трудности при постановке «Аиды» возникают у всех театров, даже у Ла Скала. А для нас это особенно тяжелый проект, поскольку работаем мы по штатному расписанию музыкального театра, а репертуар имеем театра оперы и балета.
- Но спектакль действительно удался, несмотря ни на что!
- Об этом пока рано судить. Все покажет премьера.
- Декорации просто потрясают воображение! Сколько потребовалось времени, чтобы создать такое грандиозное обрамление действия?
- Я считаю, довольно быстро. Мы начали работу над ними весной, в мае. Все декорации, все костюмы изготовлены в театре под руководством заслуженного художника России Владислава Анисенкова. У нас в художественно-технических цехах работают специалисты самого высокого класса. Все приезжие удивляются уровню их мастерства.
- Расскажите об исполнителях главных партий в спектакле.
- Зрители увидят и услышат заслуженную артистку России Татьяну Силаеву. Она исполняет партию Аиды. В роли дочери фараона Амнерис – заслуженная артистка Удмуртии Ирина Самойлова. Партию бесстрашного начальника дворцовой стражи Радамеса исполни засл. арт.  Удмуртии Максим Гаврилов. Поставил спектакль молодой приглашенный режиссер, выпускник ГИТИСа Филипп Разенков.
- Весь город с конца августа только и говорит об итальянских исполнителях, которые предстанут зрителю в «Аиде». Откройте тайну: когда?
- Мы в любой спектакль можем приглашать различных артистов.  Это практикуют все театры.  «Аида» поставлена  на итальянском языке, как и везде в мире, чтобы жители Ижевска могли слышать в ней звёзд мировой оперы. Уже  17 ноября  главные партии в этом спектакле исполнят солисты оперных театров Италии Кьяра Таиджи и Франческо Цингарелло. Только один день…
 
Мнение режиссера (врезка)
Когда меня пригласили ставить спектакль и озвучили его название – «Аида», это прозвучало как прекрасный сюрприз. Потому что у любого постановщика, а тем более молодого, предложение поставить «Аиду» может вызвать только восторг и приятное волнение: а справлюсь ли я. В итоге я с радостью окунулся в работу, стараясь сделать ее максимально качественно, переделывая по нескольку раз сцены, пока не удавалась добиться  удовлетворяющего  результата.
Сейчас после прогона, после первого показа на зрителя делать какие-то выводы удался спектакль или нет, еще рано. На этот вопрос ответит премьера. Впереди еще несколько дней достаточно напряженной работы. А потом можно будет вздохнуть свободно.
Я могу сказать, что паники нет. Я уверен в тех людях, которые выходят на сцену. Они все профессионалы, я верю в то, что они справятся.
 
Два «Щелкунчика»
Помимо «Аиды» до Нового года зрителей ждет еще две премьеры – два балета – «Щелкунчик» для взрослых и «Щелкунчик» для детей.
- Они совершенно разные,- говорит Татьяна Горячева. - В этой особенности – большие сложности для постановщика и артистов.
В отличие от «Аиды», «Щелкунчик» уже был в репертуаре театра в постановке Бориса Мягкова. Этот спектакль снят с репертуара,  потому что каждой эпохе нужен свой «Щелкунчик». Новый «Щелкунчик», который ставит засл. деятель искусств Удмуртии Николай Маркелов,  сохраняя канву сюжета сказки Гофмана,  будет совершенно иным, непохожим на  постановку 70-80-х годов.
- Меняется атмосфера в обществе, восприятие основных жизненных ценностей, само отношение к жизни,  времени… Словом, зрителя ждёт спектакль совершено новый, со своей загадкой…-  отмечает Татьяна Анатольевна.
 
Потом и кровью
- Татьяна Анатольевна, каждый театрал с удовольствием отмечает, что уровень постановок театра оперы и балета в последнее время значительно вырос. Как удалось этого достичь?
- Потом и кровью. Только так. Энтузиазм людей, которые здесь работают,  огромен. Они любят театр, любят музыку, они просто хотят донести до всех, что в нашем городе у людей есть возможность общения  с искусством. На родине Чайковского молодежь, дети должны не только в теории  знать, что такое  опера или  балет. Коллектив театра делает всё для того, чтобы зрители почувствовали, что сегодня именно  высокое искусство оперы, балета может компенсировать эмоциональную скудность, жёсткость жизни, у  большинства людей расписанной по минутам. Театр – это красота воплощённая, но не плотская. Поэтому он всем даёт шанс разглядеть в себе нечто высшее, богоданное.  Ради этого наши энтузиасты и работают.
- Откуда приходят в театр артисты?
- Балерины, чаще всего, выпускницы хореографических училищ Уфы и Перми. Нынче пришли  в труппу девушки из Академии имени Ваганова в Санкт-Петербурге. УдГУ, к сожалению, дает  выпускникам  подготовку, недостаточную для того, чтоб исполнять классику. Ну, у него и задачи другие…
- Сложно найти хороших исполнителей?
- Сложно пригласить артиста в провинцию. Да, у нас серьезный репертуар, но… провинциальные ставки. В итоге люди приезжают, танцуют, а потом возвращаются обратно. Но это проблема всей культуры, как отрасли. В каких-то регионах губернаторы выделяют специальные гранты для зарплаты артистам, у нас пока этого нет. Хороший певец, хороший танцовщик стоит  дорого.  Это нормальная постановка вопроса. За качество надо платить.
- А гастроли? Театру оперы и балета, безусловно,  есть что показать!
- Вывозить театр оперы и балета на гастроли – это неимоверно большие деньги. По республике, соседним регионам мы можем выехать со сказкой, музыкальной комедией,  в лучшем случае, вывезти фонограммный балет. Но ведь неприлично  театру оперы и балета работать под фонограмму…
Год назад балетная труппа успешно гастролировала  во Франции, но гастроли полностью организовывал  Францконцерт. Для избалованных гастролёрами Москвы или  Питера мы вряд ли представляем интерес, а провинциальные города, охотно бы нас принявшие, находятся примерно в таком же положении, как мы.  В сложившихся условиях провинциальному театру  гастроли не потянуть. Получается замкнутый круг.
Выход? Есть программа по развитию театрального дела в России. Ее в свое время обозначил Владимир Путин. Если она будет выполняться – будет замечательно. 
 
 Кристина Романова.