CASTA DIVA /О, Богиня…./ - Публикация в газете "Удмуртская правда" от 25.05. 2012 №58 (24905)

       Примадонна, la divina – божественная, несравненная… С лёгкой руки итальянцев  эти восторженные эпитеты – знак принадлежности к певческой элите – адресуют только великим оперным певицам. У нас на него претендуют представительницы шоу-бизнеса, не стесняющиеся «петь» под фонограмму. Может быть, стоит разобраться, что  значит и что стоит на самом деле быть примадонной, а не называться ею. Материал к размышлению об этом даёт  творчество засл. арт. РФ Татьяны Силаевой.
       Её творческая жизнь –  становление оперы на родине Чайковского. При её  участии на сцене Театра оперы и балета УР на долгие годы «прописалась» любимая героиня Чайковского – Татьяна Ларина. За ней последовали  Иоланта, Лиза / «Пиковая дама»/, Наташа /«Русалка»/, Земфира /«Алеко»/. Огромной удачей певицы стали героини итальянской оперной классики – Виолетта  /«Травиата»/, Сантуцца  /«Сельская честь»/, Нэдда /«Пояцы»/, Тоска /«Флория Тоска»/ и Норма /«Норма»/. 
       Все эти парии – удел «первых леди» оперы, а Силаева является таковой по праву рождения. Узнаваемый голос редкой красоты, совершенная вокальная  техника, примадоннская отвага, кураж сразу определяют в ней певицу самого крупного калибра, «священное чудовище сцены» по определению великого Ж.Кокто. Масштаб личности и таланта певицы наделяет всех спетых ею героинь таким величием  и высотой духа, что,  погибая, они не вызывают у зрителя жалости. Перед ними благоговеют и  преклоняются. Певица покоряет даже тех скептиков, что предпочитают живому звуку «стерилизованное» звучание голосов на DVD, а потому всегда требуют от артиста творческого максимума.
        Т.Силаеву на пике художественного максимума четверть века держит примадоннское чувство профессиональной  чести, обеспечивающее её героиням гармонию голоса чувственной красоты и органики сценического образа. Видеть стоящее за этой гармонией  нервное напряжение, дисгармонию  поэзии творчества и прозы жизни зрителю не положено.  Это – первое правило истинной примадонны. А цветы, слава, поездки,  светские тусовки – это как кому повезёт. Хотя для Силаевой, блестящей выпускницы Московской консерватории, отыграть такой жизненный сценарий не составило бы труда. Но она   выбрала для себя путь певицы репертуарного театра и не металась по вокальным конкурсам в поисках славы и выгодных предложений. Зато ей удалось почти немыслимое - доказать зрителям и себе, что в провинции большая опера может звучать достойно. Это путь избранных и сильных – художественное подвижничество, не сулящее житейских дивидендов. Сделать «высокое бельканто» доступным  жителям уездного города – это ещё и гражданская позиция, достойная того, чтобы о ней говорить громко, потому что «артисты гибнут от недохваленности, как люди от недолюбленности».
Силаева тщательно оберегает территорию своей приватности. Как истинная примадонна она – «над суетой». Публичное обсуждение  частной жизни для неё – табу.   Вероятно, великая  музыка, которую она поёт, охраняет её душу от сора  повседневности для того, чтобы хватало сил проживать на сцене судьбы трагические и прекрасные, умирать в финале одного спектакля и в новом облике возрождаться в другом.
      Специально для творческого вечера певицы, который состоится  30 мая в 19.00   засл. деятель искусств УР Н.Маркелов и засл. художник РФ В.Анисенков подготовили премьеру музыкальной драмы-пастиша «Casta divа». В её постановке приняла участие вся труппа театра – солисты, хор, балет и оркестр под управлением засл. деятеля искусств УР Н.Роготнева.  Спектакль – дань творческой благодарности певице её коллег и первое обращение театра к жанру пастиша –  композиции  арий, ансамблей из опер разных авторов с новым сюжетом. С конца ХХ века этот старинный жанр, воскрешенный великим  оперным режиссёром Б.Покровским, с успехом идёт в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, привлекая зрителей возможностью услышать за один вечер «полное собрание оперных шлягеров» и увидеть через новый сюжет, как «оперные страсти» XIX века просвечивающие через судьбы, поступки   каждого из нас.
      «Casta diva» - спектакль о жизни  оперной певицы, в которой «кончается искусство и дышат почва и судьба», неотделимая от  судеб спетых ею героинь. Как Татьяна Ларина Дива дарит миру любовь и талант, подвергшийся поруганию, как у Виолетты Валери. Как Турандот она непреклонна в выборе пути и как Сантуцца, Тоска встречает удары судьбы, не прося пощады.  В творчестве Дива одинока, как Аида, и как актриса Адриана Лекуврёр она сталкивается с ревностью, завистью. Как Баттерфляй - с предательством. Разве всё это вместит одна человеческая судьба? Да, если это судьба Певицы Т.Силаевой. Арии, сцены из названных опер, большинство  из которых никогда не звучали на сцене театра,   составят музыкальную основу спектакля и откроют слушателям новые грани дарования певицы. Самой певице они, в какой-то мере, компенсируют  то, что осталось «неспетым». Увы, примадонна зависима. И не столько от голоса, возраста, сколько от  дирижёра,  режиссёра, директора, финансирования и много другого.  Это – жестокий закон её жизни. 
     Что остаётся от творчества певца много лет спустя? Воспоминания. В  лучшем случае – записи, диски. А опера, хранящая истину чувств, будет жить, пока жива культура.  Поэтому спеть  спектакль, растворившись в Чайковском, Верди, Беллини, Пуччини – не только  самоотверженность и доблесть, это шаг в вечность. А потому, la divina, божественная, несравненная  – браво и спасибо!
Т. Горячева